Неточные совпадения
Распущенность ли наша, недостаток ли нравственной оседлости, определенной
деятельности, юность ли в деле образования, аристократизм ли воспитания, но мы в жизни, с одной стороны, больше
художники, с другой — гораздо проще западных людей, не имеем их специальности, но зато многостороннее их. Развитые личности у нас редко встречаются, но они пышно, разметисто развиты, без шпалер и заборов. Совсем не так на Западе.
Таким образом, совершенно ясным становится значение художнической
деятельности в ряду других отправлений общественной жизни: образы, созданные
художником, собирая в себе, как в фокусе, факты действительной жизни, весьма много способствуют составлению и распространению между людьми правильных понятий о вещах.
Отвлеченностей этих обыкновенно не бывает в самом сознании
художника; нередко даже в отвлеченных рассуждениях он высказывает понятия, разительно противоположные тому, что выражается в его художественной
деятельности, — понятия, принятые им на веру или добытые им посредством ложных, наскоро, чисто внешним образом составленных силлогизмов.
Лучшие молодые люди в том возрасте, когда они еще не испорчены жизнью и избирают карьеру, предпочитают
деятельность врачей, технологов, учителей,
художников, писателей, даже просто земледельцев, живущих своим трудом, положениям судейским, административным, духовным и военным, оплачиваемым правительством, или положению людей, живущих своими доходами.
Но говорят: умел же писать Пушкин? — умел! Написал же он"Повести Белкина","Пиковую даму"и проч.? — написал! Отчего же современный
художник не может обращать свою творческую
деятельность на явления такого же характера, которыми не пренебрегал величайший из русских
художников, Пушкин?
Бывают люди, у которых суждение о явлениях жизни состоит почти только в том, что они обнаруживают расположение к известным сторонам действительности и избегают других — это люди, у которых умственная
деятельность слаба, когда подобный человек — поэт или
художник, его произведения не имеют другого значения, кроме воспроизведения любимых им сторон жизни.
Мы показали одно из этих отношений, наименее благоприятствующее самостоятельности поэта и нашли, что при нашем воззрении на сущность искусства
художник и в этом положения не теряет существенного характера, принадлежащего не поэту или
художнику в частности, а вообще человеку во всей его
деятельности, — того существеннейшего человеческого права и качества, чтобы смотреть на объективную действительность только как на материал, только как на поле своей
деятельности, и, пользуясь ею, подчинять ее себе.
Но, интересуясь явлениями жизни, человек не может, сознательно или бессознательно, не произносить о лих своего приговора; поэт или
художник, не будучи в состоянии перестать быть человеком вообще, не может, если б и хотел, отказаться от произнесения своего приговора над изображаемыми явлениями; приговор этот выражается в его произведении, — вот новое значение произведений искусства, по которому искусство становится в число нравственных
деятельностей человека.
Может быть, субъективно это будет и справедливо: собственно, сила таланта может быть одинакова у двух
художников, и только сфера их
деятельности различна.
Составляет ли это высший идеал художнической
деятельности, или, может быть, это даже недостаток, обнаруживающий в
художнике слабость восприимчивости?
Из старших писателей-художников самым большим влиянием пользовался Глеб Успенский. Его страдальческое лицо с застывшим ужасом в широко раскрытых глазах отображает всю его писательскую
деятельность. Сознание глубокой вины перед народом, сплошная, непрерывно кровоточащая рана совести, ужасы неисчерпаемого народного горя, обступающие душу бредовыми привидениями, полная безвыходность, безнадежное отсутствие путей.
И лишь изредка прорывается в святоотеческом периоде христианства то сознание царственности человека, которое звучит в словах св. Григория Нисского: «Как в этой жизни
художники дают вид орудию соответственно его потребности, так наилучший
художник создал наше естество как некий сосуд, пригодный для царственной
деятельности, и по душевным преимуществам, и самому телесному виду устроив его таким, каким нужно, чтобы царствовать.